ЧАСТЬ 2.

 

Глава:

 

8 – ми  РАКЕТНЫЙ ЗАЛП.

 

В 70 -90-х годах ХХ столетия газеты советского государства очень скупо помещали сообщения об армии и флоте. Тема была закрытая. Служба подводников атомного флота всегда была покрыта тайной, а если что и сообщалось в сухих коротких газетных заметках по этой теме, то говорилось о героических плаваниях АПЛ в северные широты или вокруг земного шара по пяти океанам.  Широкому кругу читателей о службе и происшествиях, а тем более, о быте подводников ничего известно не было.

На эти годы, безусловно, пришел расцвет атомного подводного кораблестроения, дальних плаваний  АПЛ, которые имели нелегкие судьбы, терпели лишения при освоении глубин океанов и морей, что являлось подвигом российских подводников.

Наряду с успехами подводников в плаваниях, которые отмечены Звездами Героев СССР РФ, другими высокими государственными наградами, это время является пиком случившихся трагедий – аварий и катастроф на подводном флоте с гибелью людей и атомных подводных лодок. Моряки-мемуаристы в своих описаниях в большей степени останавливаются именно на этих грустных событиях и, благодаря им, стало общеизвестно, насколько трудна и рискованна служба подводников. В душах моряков – подводников, как заноза, застряла непроходящая боль о погибших при исполнении воинского долга сослуживцах, которых хорошо знали, с которыми дружили.

Расцвет мощи атомного подводного флота и аварийность шли рука об руку. Подводный флот России, где часто все делалось безалаберно, громоздко и без достаточной надежности, первенствовал среди флотов других государств в потерях подводных лодок и гибели подводников. Надежность в эксплуатации материальной части атомных подводных лодок не являлась первостепенным фактором, главным считалось количество АПЛ на БС, а в плавании подводники часто полагались «на российский авось!» и «удачу!». Недаром, при любом застолье подводники, прежде всего, поднимают бокалы  «за удачу!», а третий  раз пьют за тех, кто не с нами – на вахте, в море и... - вечная память погибшим подводникам!

Аварии на подводном флоте имеют основание из двух начал: человеческого фактора (ошибки человека) и ненадежности в эксплуатации систем и механизмов. Риск подводного плавания складывается из многих факторов приводящих к происшествиям, но, надо полагать, человеческий фактор является преобладающим по сравнению с ненадежной работой техсредств, которые находятся под контролем человека. В мемуарной и справочной литературе не встречается статистического материала, который бы показал какой фактор, человеческий или технический, первенствует при аварийности на подводном флоте.

У россиян нет страсти к порядку. «Неорганизованность, безответственность, безграмотность», - повод к авариям и катастрофам, указывал Главком ВМФ адмирал флота Советского Союза С.Г.Горшков. Безграничная российская самоуверенность без осмотрительности и осторожности в практике управления подводным кораблем не стала положительным фактором в техническом совершенствовании своих навыков, а осталась на уровне сознания первобытного человека, который знал, что каменная кувалда – лучший и надежный инструмент в решении любых технических вопросов.

 

***

 На основании Карибского кризиса 1962 года политическое руководство СССР «пришло к выводу», что ВМФ СССР в противостоянии флоту НАТО и США отстает в техническом оснащении. С 1962 года руководство СССР перешло к форсированию программы строительства океанского флота и оснащению атомных подводных лодок ракетами.

По мере строительства ВМФ СССР, наращивания сил и средств флота расширился круг задач, который стал ему по плечу:

- нанесение ракетно-ядерного удара по важнейшим береговым объектам противника;

- срыв или максимальное ослабление ракетно-ядерного удара противника с океано-морских направлений;

- взаимодействие ВМФ с сухопутными частями армий на прибрежных участках фронта, высадка десанта и применение сил флота в огневой поддержке;

- уничтожение ударных авианосных групп и соединений;

- нарушение морских коммуникаций противника;

- борьба с противолодочными силами и средствами противника;

- защита своего судоходства и рыболовства;

- оборона баз и прибрежных районов базирования ВМФ;

- оказание помощи дружественным государствам на морских направлениях.

Отметим, что с 70-хгодов «в мирное время холодной войны» регулярная подготовка ВМФ СССР к боевым действиям началась при решении задач боевой службы:

- боевое патрулирование и боевое дежурство РПКСН в готовности к нанесению ударов по заданным объектам на территории противника;

- поиск ПЛ иностранных государств, слежение за ними с готовностью их уничтожения с началом войны;

- наблюдение за деятельностью группировок ВМС противника;

- нарушение разведдеятельности ВМС вероятного противника;

- обеспечение интересов СССР в районах мирового океана.

К этому надо добавить ежегодные военно-морские учения флотов с выходом на океанские просторы во взаимодействии с армиями и флотами государств Варшавского договора.

Теперь же, в ХХ1 веке, ВМФ России утратил многие функции из вышеперечисленных. Да и близлежащие государства  стали другими, нет содружества и благожелательности к России, а осталось лишь НАТО и США в своих интересах противостоящие России. Помнить надо всегда, что США и НАТО бомбардируют только слабых, кто не может дать сдачи. Россия никогда не танцевала под чужую дудку.

Нельзя не подчеркнуть еще раз слова бывшего Главкома ВМФ адмирала флота В.Н.Чернавина, неустанно повторявшего: «Флот без России существовать не может, но и Россия без флота никогда не будет великой державой».

 

***

 

Солнце изрядно припекало по-летнему. В пасмурные дни, когда низкие темные тучи стелились до горизонта, нудный моросящий дождь поедал последние кучи снега. Проглядывали каменные лбы сопок. На дорогах, проложенных в низинах между сопок, автомашины месили грязь. В военном городке залежалый под снегом мусор вылезал на проталинах, как подснежники.

После майских праздников семьи военнослужащих, как стаи перелетных птиц, потянулись с севера в родную среднюю полосу России или перелетали прямо к теплому Черному морю. Так повелось...  Семьи выезжали на юг, атакуя авиа- и железнодорожные кассы, которые приходилось брать с боем, выстаивая недельные очереди за билетами. Но, в конце концов, все доставали билеты и уезжали. Несмотря ни на какие трудности с транспортом при отъезде и приезде в северный  военный городок семьи военных мигрировали летом и зимой по одному путепроводу: из Мурманска - на юг и обратно.

Семьи подводников АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева также покидали север и перебирались под жаркое южное солнце – набраться тепла и закалить здоровье, предвидя долгое отсутствие мужей и отцов на берегу.

Военные относились к службе серьезно и лучшие молодые годы с семьями и рождением детей посвящали северу, считая себя хозяевами этой голой и суровой земли, но с подходом пенсии стремились возвратиться к родному очагу, где родились. Так обрывалась северная пуповина, оставались лишь воспоминания и фотографии.

 

***

 

Для АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева май выдался ходовым. Два раза пускали ракеты по плану испытаний: навигационный комплекс – телеметрическая аппаратура ракеты. Гражданские специалисты гоняли навигационную аппаратуру не только в плавании АПЛ, но и в базе у пирса. Увозили, привозили доработанные блоки приборов из Ленинграда. Технику, как говорится, доводили «до ума», готовились к многоракетному залпу и дальнему плаванию.

В первых числах июня «внезапно» поступила команда на погрузку 8-ми практических ракет. «Внезапность» для экипажа АПЛ растянулась более чем на полторы недели. АПЛ перешла к стационарному причалу под береговой кран. В сутки с техпозиции на причал подавали и затем грузили на АПЛ одну ракету, а экипаж сидел на лодке по боевой тревоге с начала погрузки до конца многочасовых регламентных проверок: сначала одной ракеты, потом в совокупности со всеми погруженными раньше.

КБР АПЛ и личный состав БЧ-2 в оставшееся от погрузки время тренировался на тренажере в учебном центре для производства 8-ми ракетного пуска. Командир АПЛ и командир БЧ-5 с операторами пультов управления плавучестью лодки проводили раз за разом учения по удержанию подводной лодки на боевом курсе и глубине старта.

Ракеты продолжали грузить, а личному составу АПЛ поставили следующую задачу: после производства 8-ми ракетного залпа из Гренландского моря следовать к кромке паковых льдов и провести контрольное подледное плавание с удалением от водораздела чистой воды и льда до 10 миль в районе северной части Новой Земли.

План подготовки к походу на Северный полюс начал реализовываться очень методично. Командир дивизии и флагманский штурман флотилии давили на экипаж с целью выполнения им предпоходовых мероприятий.

Предстоящее плавание на 8-ми ракетную стрельбу, а затем под кромку паковых льдов для экипажа носило экстремальный характер. Во-первых еще ни один ракетоносец не стрелял 8-ми ракетами из-под воды. Как сложится выполнение ракетного залпа?  Можно уповать только на лучшее и «удачу!» Но все на экипаже готовились так, чтоб не сорвать стрельбу. Для гражданских специалистов навигационного комплекса это было не только делом чести, но и обеспечение себе материального благосостояния и доверия к фирме – разработчику и испытателю. Во-вторых, в плавании подо льдом ставилась задача отработки способов поиска разводий, полыней, вертикального всплытия АПЛ без хода.

Использовался опыт предыдущих плаваний других лодок и на этот поход сформировали штаб из подводников-руководителей, которые имели опыт плавания подо льдами и выполнение маневров кораблем при поиске разводий и полыней. Было очевидно, что второй этап – плавание подо льдами, может быть осуществлен при условии успешной ракетной стрельбы. Такое планирование двух серьезных плаваний АПЛ – было делом рискованным, но никто не сомневался в успехе обеих плаваний, т.к. подготовка к ним велась обстоятельная и целеустремленная. Нужно было доказать в Москве, что подводники Северного флота готовы решать сложные задачи.

 

 

***

 

В последнюю неделю июня АПЛ вышла из Кольского залива. Погрузились на 60 метров в точке начала следования по маршруту в направлении на запад. Походный штаб состоял из 7 человек. Кроме флагманского связиста и мичмана-гидроакустика, которые пребывали в рубках, остальные пятеро – комдив, замкомдива по ЭМЧ, командир одной из АПЛ, ранее ходившей под лед, флагманский ракетчик и флагманский штурман флотилии, как правило, толпились в ЦП лодки. Еще на лодке находились пять гражданских специалистов по навигационному комплексу, которые пребывали в гиропосту.

С началом подводного плавания командир дивизии и командир АПЛ вскрыли конверт с боевым распоряжением, хотя всем было ясно зачем и куда направляется лодка. Однако, в пакете находилась генеральная карта маршрута, план маневрирования при ракетной стрельбе и маршрут подхода к паковым льдам в районе северной оконечности Новой Земли. Флагманы походного штаба уяснили поставленную задачу. Страсти среди них утихли, и они разбрелись по каютам на отдых, а для экипажа наступили будни подводного похода.

Одна смена несла вахту, а две другие, пользуясь предоставленными часами тишины, отдыхали. Штурман с флагманом занимались вычерчиванием маневрирования АПЛ на путевых картах при ракетной стрельбе, переснимая координаты и время контрольных точек с генеральной карты боевого распоряжения. Штурманские электрики помогали гражданским специалистам в гиропосту наносить навигационные параметры на графики.

Помощник командира капитан-лейтенант Беленький и мичман-интендант «колдовали» над меню - раскладкой. Старпом капитан 2 ранга Жаров им двоим, определил главную задачу на поход: обустроить гостей – накормить и спать положить.  От этого будет зависеть их настроение, а с прибытием на берег – непререкаемое мнение о щедрости и благолепии во встрече гостей на АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева. Второй их заботой было приготовление вкусной и обильной пищи, которая предназначалась не только гостям, но и всему экипажу АПЛ. В этом, чтобы не было ни одного нарекания. Спорить со старпомом (себе обойдется дороже) помощник и интендант не стали. Гости пришли и ушли с корабля, а со старпомом еще служить и служить.

«Обратите внимание на «нули, - поучал их Жаров, - для комдива на стол  на завтрак, обед и ужин должна быть подана разделанная селедочка с колечками лука. Он обожает селедочку, а мы не должны мешать ему в этом желании».

«Кстати, - обратился он к мичману-интенданту, - графин с вишневым соком поставлен в холодильник в каюту командира? И всякое такое туда насовали: маринованные огурчики, томаты, язычок,  балычок и прочее? От «аз до ять» все должно быть учтено для гостей. Ракеты выпустим, под лед сходим – история запишет ваш подвиг в свои анналы, а гости из всего этого больше запомнят, как их принимали да вкусно кормили на лодке капитана 1 ранга Арсентьева. Учитывайте, дорогие мои, психологию  людей на фоне логики реальной жизни – вот в чем секрет существования человечества и его размножение. Провидец Достоевский говорил, что надо учитывать натуру человека. Натура всегда была впереди у человека и переворачивала мировые идеи в соответствии со своими наклонностями».

 

***

 

В точку встречи с кораблем  обеспечения вышли с нулевой неувязкой. В назначенное время акустики услышали условные сигналы – парные взрывы гранат с интервалом в одну минуту из 3-х серий.  Заняли район подвсплытия под перископ. На УКВ уточнили порядок маневрирования на предстартовой подготовке. Погрузились и проверили с надводным кораблем звукоподводную связь. Вышли в точку начала предстартовой подготовки. Корабль обеспечения занял место относительно АПЛ: правый борт 120 градусов. То, что АПЛ не всплывала в надводное положение, обеспечивало скрытность ракетной стрельбы, а выход в эфир на УКВ трудно обнаружить среди переговоров надводных кораблей.

После часового лежания на прямом курсе в подводном положении выработали навигационные данные, поправку к курсу, поступившую в ракеты. С получением на антенну «Параван» сигнала из Москвы на старт ракет, после автоматической предстартовой подготовки ракеты одна за другой с интервалом в несколько секунд стартовали из обоймы шахт подводного ракетоносца.

«Старт 1-ой ракеты».

«Первая ракета вышла».

«Старт 2-ой ракеты».

«Вторая ракета вышла».

«Старт 3-ей ракеты».

«Третья ракета вышла».

...........................................

«Старт 8-ой ракеты».

«Восьмая ракета вышла».

У командира БЧ-5 капитана 2 ранга Грушина на лбу выступили капельки пота, ладони стали липкими, как он сам потом рассказывал, но присутствие духа не терял и четко отдавал команды на удержание ракетоносца в коридоре стартовой глубины.

«Принимать из-за борта в уравнительную...»

«Откачать из уравнительной...»

«Передуть из кормы в нос...»

Командир АПЛ капитан 1 ранга Арсентьев интуитивным умением «чувствовать корабль» вовремя командовал боцману и на телеграфы для удержания АПЛ на заданном курсе при стартовой скорости в 5 узлов.

По ЗПС с корабля сопровождения поступил доклад: «Вышли 8 ракет. Замечаний по их полетной траектории нет. Вам следовать по плану».

Командир АПЛ ответил: «Замечаний по пуску ракет на лодке нет. Благодарю за обеспечение. Следую по плану».

 

***

 

Напряжение ракетной атаки спало. Все присутствующие из походного штаба в ЦП загалдели в поздравлениях. Комдив поздравил по трансляции весь личный состав экипажа с выполнением ракетной многозалповой стрельбы. Командир АПЛ, механик, боцман на горизонтальных рулях не принимали в общем восторге участия. Командир БЧ-5 и командир БЧ-2 занялись послестартовыми мероприятиями по осушке ракетных шахт и приведение лодки к удифферентованному положению. Командир АПЛ выглядел утомленным, с его плеч свалилась, как казалось, непосильная ноша. И он чувствовал себя молодцом.

В мирное время на море после старта ракет нет никакой спешки в послестартовых мероприятиях. В военное время при удачном боевом старте ракет, АПЛ надо произвести послестартовое маневрирование по скорейшему выходу из боевого района. Старт ракет с АПЛ засекается противоракетной обороной государства противника. Для уничтожения ракетоносца в районе его нахождения выпускаются противолодочные ракеты.

Командир АПЛ отдал команду на погружение лодки на 80 метров и циркуляцию на курс по маршруту движения. АПЛ из южной части Гренландского моря поднималась севернее, потом повернула на восток, оставив с левого борта острова Медвежий, Надежды и Шпицберген. Затем двинулась к северной оконечности Новой Земли, где напротив мыса Желания уходил к Северному полюсу  желоб Святой Анны между землей Форанца- Иосифа и островом Визе. В этой части  северной Арктики в проливе Святой Анны на границе паковых льдов АПЛ надлежало совершить подледное плавание.

При очередном приеме сеанса связи получили РДО: «Все ракеты прибыли на боевое поле. Оценка залповой стрельбы – «отлично». Руководители Коммунистической партии и Правительства высоко оценили значение залповой ракетной стрельбы с РПКСН. Поздравляю весь личный состав подводного ракетоносца с боевым успехом. Желаю благополучного плавания. Главком ВМФ».

Днем позже в газете «Правда» и «Известия» на первом листе внизу поместили короткое сообщение о произведенном залповом пуске ракет с атомной подводной лодки из Гренландского моря на Чукотку. СССР в условиях «холодной войны» грозила западному агрессору и заокеанскому  Дяде Сэму залповыми пусками ракет с подводных ракетоносцев на дальние дистанции: «Теперь вы у нас на мушке! Из любой точки мирового океана баллистические ракеты с советских подводных лодок достанут вас и никуда вам не скрыться! Нам есть чем ответить на ваши угрозы!»

 

***

 

Пришли в район плавающих льдов. Произвели подвсплытие под перископ без хода. На экране РЛС – сплошные отметки от плавающих льдин. А вот и большая отметка, похоже, что это айсберг.  Глубина океана к северу от Новой Земли и далее в желобе  Святой Анны – от 500 метров и больше. Сползающие айсберги с близлежащих полярных островов могут достигать глубины погружения 100-150 метров и являются реальной угрозой для подводной лодки в подводном положении. Различить, где айсберг, где паковый лед, где плавающий – задача не из легких. Не придумано еще приборов для решения этой проблемы. Уклонение от плавающего айсберга для АПЛ в подводном положении является сложным маневром, при условии заблаговременного его обнаружения. Обнаружение айсберга возможно только при использовании активного тракта акустического комплекса  - гидролокатора. Но такой режим использования акустики подводной лодки возможен при условии, что АПЛ находится в районе, где находится айсберг и с ним надо разойтись на безопасном расстоянии. Гидролокатор демаскирует подводную лодку и поэтому в подводном положении его применяют при острой необходимости.

Ракетоносец находился в секторе советской Арктики. Командир дивизии – руководитель похода принял решение всплыть в надводное положение. Разрешен выход на мостик. Личному составу представлена возможность поглазеть на северный морской пейзаж. Пасмурный день. Низкие косматые тучи висят над Арктикой. Ветер – восточный 3 балла. Море – штиль. Густая черная вода еле-еле плещется у борта лодки. Воздух – минус 2 градуса. Вдали видны плавающие льдины.

Вышедшие на мостик сразу хватаются за сигареты, но первая затяжка на свежем морозном воздухе, как всегда, не доставляет удовольствия. Но потом любители табачного зелья раскуриваются, и из-под козырька мостика валит дым.

Старпом организует вынос мусора. На мостик поднимаются только с мусором. Это стимулирует, и есть вероятность, что весь мусор из лодки будет вынесен. Интендант вытаскивает на мостик два мешка заплесневелого, остатки и огрызки. На лодке остался консервированный хлеб и батоны.  Все из мешков высыпают за борт. Удивительно, но факт, у борта появляются гренландские тюлени. Плавают то с одного, то с другого борта, подныривая под киль лодки. Стая 10-12 особей. Поедают выброшенный хлеб. Фыркают, очень довольны угощением. Весть о появлении тюленей моментально распространилась по лодке. Организовалась очередь для выхода на мостик на просмотр зоопредставления. В течение получаса тюлени резвились у бортов АПЛ. Как неожиданно появились тюлени, так они и исчезли.

В надводном положении провели около двух часов. Произвели ледовую доразведку района. Желающие члены экипажа насмотрелись на все четыре стороны света.

 

***

 

Начали подводные походы под паковый лед. Подводники привыкли к ситуации, когда над лодкой панцирь из льда, а внизу, под килем, многометровая глубина Ледовитого океана. К этим условиям подводного плавания подо льдами без возможности быстрого всплытия в надводное положение подводники должны быть психологически готовы. Способ спасения при аварии – всплытие в надводное положение исключается. К нему можно прибегнуть при обнаружении полыньи. Остается одно – бороться за живучесть АПЛ, если случится авария, только в подводном положении.

На седьмые сутки выполнения плана подледного плавания случилось непредвиденное – течь парогенератора. Эта неисправность часто имеет место в реакторных установках атомных подводных лодок. Обычно, можно ожидать такую неисправность при выработке парогенератором своего ресурса, но для АПЛ, вышедшей совсем недавно из постройки, течь парогенератора была неожиданной.

На пульте управления ГЭУ командиры ГДУ вовремя обнаружили изменение параметров реакторных контуров. Они отсекли секцию первого контура с течью в парогенераторе автоматическими запорами. Активная вода первого контура, проходящая через каналы реактора и омывающая реактивные стержни, не попала во второй контур. Давление в первом контуре на несколько порядков выше, чем во втором контуре. Поэтому проникновение активной воды может быть только из первого контура во второй. Вода второго контура в парогенераторе нагревается водой первого контура до пара, который вращает турбины. Радиоактивность в турбинных отсеках превысила нормальный уровень незначительно, но ожидалась тенденция к повышению уровня активности. Командир АПЛ приказал личному составу покинуть турбинные отсеки. Перешли на дистанционное управление турбинами. По сигналу «Радиационная опасность» личный состав остался в тех отсеках, где этот сигнал их застал. Отсечную вентиляцию остановили. Переходы между отсеками прекратили. Три отсека -7, 8, 9 остались необитаемыми. Камбуз прекратил работу и требовался радиационный обмер всех продуктов находящихся там.

Течь парогенератора случилась, когда лодка заходила под лед и прошла три мили к северу. АПЛ легла на курс выхода из-подо льда. Химики контролировали радиационную обстановку.  Она не ухудшалась. АПЛ вышла на чистую воду с несколькими плавающими льдинами. Всплыли. Командир АПЛ вышел на мостик. Погода в эти последние июньские дни была стабильной: ветер – восточный 2 балла, море – штиль. Сдифферентовали подводную лодку на нос, заполнив ЦГБ №1, открыли выходной люк 9 отсека, переборочные двери с 9 по 6 и, пустив дизель, прососали всю корму лодки.

После 20-минутной вентиляции турбинных отсеков, загерметезировали их, поставив  «на натечку». После часового наблюдения за ростом радиации начальник химической службы доложил, что радиационная обстановка в турбинных отсеках в норме и повышение радиации не наблюдается. Отбой сигнала «Радиационная опасность». Подводников допустили в 8 и 9 отсеки. Химики обследовали камбуз и продукты на наличие радиационного загрязнения, но все оказалось в норме. Камбуз занялся приготовлением пищи, но обед задержался.  Химическая служба продолжала вести контроль радиационной безопасности по отсекам до самого прихода в базу. В базе подключилась служба радиационной безопасности флотилии  и контролировала радиационную обстановку на лодке до вывода ГЭУ из действия.

 

О выполнении плана подледного плавания и течи парогенератора донесли на берег. Подробно доложили по обстановке на АПЛ. Получили разрешение с берега на возвращение в базу.  Погрузились и легли на курс к родным берегам.

Всякая неисправность, авария на подводной лодке наносит меньший ущерб, если ее вовремя локализировать. На тренировках отрабатываются мероприятия по локализации течи парогенератора со всем личным составом БЧ-5. Если появление течи первого контура прозевать, то эта неисправность при работающей ГЭУ сулит большими неприятностями. Личный состав турбинных отсеков получит дозы радиации более допустимых. Но на АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева все меры были приняты своевременно. Судоремонт на базе устранил неисправность, она не повлияла на дальнейшие планы больших плаваний подводной лодки.

Сделать бесплатный сайт с uCoz