Глава:

 

БОЕВАЯ СЛУЖБА.

 

 

Создается впечатление, что на флоте с выполнением плана всегда опаздывают. Заранее спланированные мероприятия вдруг становятся срочными, внезапными и немедленно поступает команда провести их в кратчайший срок. В случае с подготовкой АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева на боевую службу наблюдалась такая же поспешность.

Под общим названием «боевая служба» ракетоносцу с июля по август включительно предстояло: первое, подготовиться к боевой службе в базе; второе, совершить плавание в южную Атлантику через все северные моря, насыщенные противолодочными силами и средствами флота НАТО и США; третье, поднырнуть под паковые льды Арктики и дойти до Северного полюса с всплытием в полыньях и выполнением высокоширотной ракетной стрельбы.

Почему в план первым этапом включена подготовка АПЛ к БС в базе? Подготовка – основа успешного плавания. Она отнимает много душевных и физических сил у личного состава экипажа при выполнении всех  «нужных и ненужных» мероприятий для приведения АПЛ в готовность к БС.

 Внезапно и поспешно АПЛ перешвартовалась к стационарному причалу с береговым краном. Началась погрузка баллистических ракет с ядерными боеголовками. Экипаж засел на лодке по расписанию боевой тревоги на много часов.

Одновременно на АПЛ нагрянули флагманские специалисты и инспектора политотдела флотилии и дивизии с одной задачей: накопать (это называлось – помочь), как можно больше по боевым частям и службам, в целом по лодке, и внести свой вклад в подготовку ракетоносца к проверке штабом Северного флота.

Считалось, что лодка, совсем недавно сдавшая задачи курса боевой подготовки и вышедшая в первую линию, по всем статьям готова к выходу на БС. Так оно и было. Но при этом возникало много «но».

Документация подлежала корректуре; приборы и системы АПЛ требовали полугодовой проверки; штурман получил карты на весь маршрут перехода от Баренцева моря до южных районов Атлантики, всей Арктики, и с их корректурой надо было разобраться; необходимо пополнить все запасы, начиная с продуктов до химических фильтров, патронов регенерации, запасов индивидуальных средств защиты личного состава и прочее, которые были израсходованы за предыдущие плавания.

Главное – погрузить ракеты с ядерными боеголовками (три ракеты практические для стрельбы из Арктики), торпеды с ядерными зарядами и все остальные торпеды (из них четыре для стрельбы для расширений полыней во льдах). Провести регламентные проверки, т.е. быть уверенными, что из обоймы шахт АПЛ, начиненной ядерным боезапасом, с началом войны стартуют ракеты и устремятся к назначенным целям. О практическом боезапасе и говорить нечего – ракеты должны быть готовы к пуску, а торпеды к использованию во льдах Арктики.

Никто и никогда не может с уверенностью предсказать сроки начала любой войны, как и смерти человека. Люди всегда стремились быть готовыми к этим событиям, но они всегда их заставали врасплох. И оказывалось, что люди (государства) к войне и смерти всегда были не готовы, даже агрессор в своей подготовке к нападению упускал какие-то моменты, что оборачивалось для него крахом. И начало войны и смерть человека всегда случаются внезапно.

При подготовке к БС экипажу пришлось попотеть. И не просто попотеть, а люди выматывались. Природа постаралась: день и ночь слились в одно полярное солнцестояние на небосклоне без восхода и захода светила. Поэтому сутки переходили в другие без видимых изменений в природе. Из штабов сыпались вводные со срочным исполнением. Личный состав не успевал устранять одни замечания, как наваливались другие. Только успевай их разгребать. Когда-то выявленные штабами замечания не являлись замечаниями, и при них АПЛ успешно плавала и выполняла боевые задачи, а теперь... приходилось их устранять.

У старпома капитана 2 ранга Жарова двое проверяющих дотошно сверяли даты проведения мероприятий боевой подготовки по суточным планам и журналу боевой подготовки. По мнению проверяющих, что-то было не указано, не дописано, упущено в процессе боевой подготовки экипажа при отработке задач курса. Старпом ночью устранял замечания на бумаге, а с утра все начиналось сначала – проверяющие работали в четыре руки.

Дисциплинарная практика среди офицерского состава по докладу инспектора политотдела оказалась запущена донельзя. Во-первых, не росписей в ознакомлении офицеров со своими карточками поощрений и взысканий. Во-вторых, к ужасу проверяющего, некоторые лейтенанты не имели за всю службу на АПЛ ни поощрений, ни взысканий. «Отсутствие у офицера взысканий, это уже поощрение», - так говорится на флоте. А на практике, при выдвижении офицера на вышестоящую должность в его карточку поощрений и взысканий начальники забывали посмотреть.

Замполита и секретаря партийной организации трепали по ведению протоколов партийных собраний. Вывод: партийно-политическая работа на низком уровне, т.к. протоколы партийного собрания, прошедшего месяца два назад, по очередным решениям партии и правительства в области увеличения сельхозпродукции на передовом опыте и т.д. до сих пор не переписаны набело. Но никому в голову не приходило, что проведение партийного собрания по вышеозначенной повестке дня никакого отношения не имеет к военной деятельности, и все это чистой воды проформа. Достаточно было устроить собеседование с коммунистами, чтоб они знали, о чем заботятся руководители партии и правительства на данном этапе построения коммунизма в отдельно взятой стране, но, к сожалению, безуспешно.

Руководителей политзанятий проверяющие терзали по тетрадям успеваемости личного состава. Если матрос имел оценку «удовлетворительно», то на это особо обращали внимание и требовали подробную характеристику по нему. Бумажная оценка людей была далека от объективной и совершенно не отражала качеств подводника-специалиста, т. к. проверяющие составляли мнение о людях по тетради успеваемости на политзанятиях. Однако, командиру АПЛ капитану 1 ранга Арсентьеву и замполиту капитану 2 ранга Антонову было предложено кое-кого из личного состава срочной службы заменить, что и было сделано по некоторым матросам. Проверяющие занимались бумагами, канцелярщиной, совершенно не вспоминая, что экипаж лодки готов к дальним плаваниям.

В полторы недели загрузили боевые ракеты с ядерными боеголовками, провели регламентные проверки; в первом отсеке на стеллажи положили боевые торпеды, а в верхние торпедные аппараты загрузили торпеды с ядерным зарядом; в три шахты загрузили практические ракеты с телеметрией для высокоширотной ракетной стрельбы, на стеллажи в первом отсеке легли 4-е торпеды для подрыва льда. В малые торпедные аппараты загрузили самоходные имитаторы подводной лодки. Пассивные приборы помех для защиты от выпущенных торпед противника загрузили и разместили на штатных местах в 1-ом и 9-ом отсеках. Пополнили запасы продуктов, регенерации, химических фильтров, ИСЗ, соляра для дизеля.

Из Москвы прибыли два капитана 1 ранга с многозначительными таинственными печатями на лице и черными дипломатами. Они поковырялись у приборов блокировки ракетного оружия, установили шифры, опломбировали их и также молчаливо покинули АПЛ. В вахтенном журнале осталась запись об их посещении лодки.

Вместе с тем по особому плану ко всеширотным испытаниям готовился навигационный комплекс, у которого хлопотали флагманский штурман флотилии, командир и личный состав БЧ-1 с представителями промышленности.

Командира дивизии и командира АПЛ больше занимала тактическая сторона автономного плавания в зоне действия флотов НАТО и США. Скрытность на боевой службе – первоочередная забота командира  ракетоносца, несущего на борту ядерное оружие. Успех всей боевой службы зависит от скрытности плавания ракетоносца.

Штаб Северного флота проверил готовность АПЛ к выходу на БС. Замечания устранялись в ходе проверки. Теперь флагманы флотилии и дивизии, инспекторы политотделов были на стороне личного состава лодки и защищали их интересы в ходе проверки. АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева получила положительную оценку при подготовке к БС, и начальник штаба Северного флота сделал заключение, что АПЛ готова к несению боевой службы и походу к Северному полюсу с выполнением ракетной стрельбы с Арктики. Вечером РПКСН вышел из базы.

 

***

 

Низкая облачность стелилась над Баренцевым морем. Нудный моросящий дождик не прекращался ни на минуту. АПЛ на мало ходу вышла из Кольского залива. Скверная мокрая погода не испортила приподнятое настроение моряков. Уходим в большое плавание!

«Товарищ командир, подводная лодка пришла в точку погружения», - доложил штурман.

Последний семафор просигналил рулевой-сигнальщик на малый противолодочный корабль-лидер, сопровождавший подводную лодку до точки погружения: «Благодарю за обеспечение. Следую по плану».

На берег ушло РДО о погружении. Получили квитанцию.

АПЛ погрузилась в морскую стихию и по ФВК двинулась в северную часть открытого  Баренцева моря.

Комдив, командир АПЛ, флагштурман, замполит уединились в штурманскую рубку и распечатали конверт с боевым распоряжением на боевую службу. Штурман лодки и флагштур занялись прокладыванием курсов с точками контроля движения АПЛ по маршруту в Атлантику.

«Товарищи подводники! Поздравляю вас! Подводный ракетоносец погрузился и начал выполнение задачи боевой службы. Партия и Родина нас поставили на передовые рубежи по охране наших интересов. Плавание предстоит длительное и тяжелое. Родина верит нам. Наш ратный труд – залог ее мирной жизни. АПЛ направляется в южную Атлантику. Пройдем все северные моря, северную Атлантику, пересечем экватор, и несколько суток будем находиться в южном полушарии. Потом вернемся в свои родные северные моря. Глубины океана всегда грозят подводникам неожиданностями. На маршруте туда и обратно трижды форсируем противолодочные рубежи противника. При плавании в зонах ПЛО противника от нас требуется особая осторожность и соблюдение скрытности. Призываю всех к бдительному несению вахты, к стойкому выполнению воинского долга! Желаю всем успешного плавания!»

После поздравления командиром дивизии личного состава РПКСН начался тяжелый труд походных будней подводного плавания.

 

***

 

В первую неделю плавания на АПЛ, выходящей на БС, обычно, никаких мероприятий не проводится.  Личному составу дается время для отдыха после береговой нервотрепки и для акклиматизации к подводному распорядку. Личный состав в сменах несет вахту по готовности №2 подводная. По боевой тревоге АПЛ всплывает на очередной сеанс связи под перископ. Антенну «Параван» берегут на форсирование рубежей ПЛО противника. На разводе вахты при инструктаже обращается особое внимание на меры безопасности при обслуживании электрощитов, электроприборов и электросетей. Подводная лодка – сплетение электросистем. Старшие в сменах по отсекам напоминают о правилах использования ИДА, ИП-46, ПДУ.  ПДУ – неразлучный спутник подводника. Где бы не находился подводник: в кают-компании, на боевом посту, на вахте или на отдыхе, в гальюне, в курилке, в койке – ПДУ всегда с ним, на лямке на плече. В первые десять минут при заступлении смены на вахту проводятся отсечные тренировки по отработке первичных мероприятий по БЖ. Подводник всегда начеку. Непривычный скрип, запах, стук,  вскрик товарища настораживает подводника и он готов к действию по борьбе за живучесть корабля.

Каждые 8 часов АПЛ всплывает на сеанс связи (или выпускает антенну «Параван»). Перед всплытием объявляется боевая тревога и ракетный комплекс готовится к боевому режиму. С началом каждого сеанса связи на лодку из центра управления РПКСН из Москвы может поступить сигнал на автоматическую разблокировку ракет и проведение ракетной атаки. РПКСН каждую минуту готов к боевым действиям на море. Марксистско-ленинская пропаганда готовит флот к войне, коммунистическая партия твердит о ее неотвратимости и внезапности. Пока «социализму» противостоит злейший враг - «империализм», «порох надо держать сухим – напоминают уроки политграмоты со времен «сталинизма». Но руководители великих держав, обладающие ядерным оружием, почему-то не задумываются, что станет с ними и их странами после вихря третьей мировой войны? Кто будет победителем в ней? Останутся ли свидетели человеческой цивилизации после третьей мировой войны, когда смерч ядерных взрывов сметет все с поверхности планеты Земля, когда будет просто невозможно существование человечества!

 

***

 

Старпом засел за составление месячного плана боевой подготовки на поход. Организовал в центральном посту вахту по ведению вахтенного журнала. Все, что происходит на корабле: доклады из рубок и отсеков, команды и их выполнение, проводимые мероприятия, подводная обстановка по пути следования АПЛ – минута в минуту- находит отражение на страницах вахтенного журнала ЦП. С него старпом под контролем командира лодки будет писать журнал боевых действий за поход – отчетный документ за боевую службу.

Замполит с активистами организовывает выпуск радиогазеты, стенгазеты и боевых листков по отсекам, по боевым частям и службам. Развертывается социалистическое соревнование среди отсеков, БЧ и служб по показателям несения подводной вахты, состоянию отсеков и материальной части.

Качество выполнение задачи БС зависит от морального климата на экипаже, подкрепленного мероприятиями боевой подготовки и партийно-комсомольской работой. Спокойная, деловая обстановка способствует успеху в подводном плавании. Боязнь, неуверенность, паническое настроение среди подводников хотя бы в одном отсеке могут привести к гибельным последствиям для всей подводной лодки. Поэтому подводник никогда не бывает один, он всегда должен быть на виду у своих сослуживцев, товарищей в смене, находится среди коллектива, который активно участвует в формировании его настроения в плавании, а старшие и опытные подводники подают пример спокойного поведения.

Бывали случаи, когда старший начальник, который считает, что ему все дозволено и его распекания служат стимулом для усердной службы подчиненных, накричит на вахтенного рулевого, сигнальщика, вахтенного офицера или механика, и происходит обратная реакция. Под давлением авторитетного крика подчиненный в большинстве случаев теряется в обстановке, хуже начинает понимать, что от него требуется, и может натворить непредсказуемое.

О подобном так пишет в своих мемуарах «Атомный подводный» адмирал флота В.Н.Чернавин. Подводник адмирал А.П.Михайловский «объяснял свою всегдашнюю выдержку, спокойствие. Много раз я убеждался, что проявлением личных эмоций делу не поможешь. Когда, скажем, накричишь на человека в центральном посту, он начинает хуже соображать и работать. Попробуй на боцмана накричи, он тебе тут же загнет какой-нибудь дурацкий дифферент, рявкни на матроса – он обязательно куда-нибудь не туда повернет клапан. Или через какое-то время, когда ты уже отошел, а он, оказывается, еще отойти не может. Поэтому я всегда старался не проявлять внешне какого-либо раздражения, знал, что это усугубит обстановку и не поможет реально».

Вывод: поведение командира любого ранга, старшего начальника или просто старшего , должно быть корректным, и он не должен выплескивать свои эмоции на голову подчиненному. Это нисколько не повысит авторитета старшего и не улучшит служебных взаимоотношений. Впредь, младший всегда будет относиться с предубеждением к поведению старшего, нервничать, ожидать от него очередной невоздержанной выходки. Окружающие будут осуждать поведение старшего (за глаза), а младшему, пострадавшему, соболезновать.

 

***

 

Гидроакустики подводных лодок, несущие вахту на ГАС в режиме шумопеленгования (основной режим работы ГАС) слышат в наушниках многоголосую какофонию океана: скрипы, щелчки, кваканья, свисты, удары, хрипы, трели, и все это – разной тональности, силы, высоты звука и тембра. Все эти звуки издает живой мир океана. При первых дальних походах советских подводных лодок в Атлантику некоторые звуки принимались за работу гидроакустических средств противника. Набирая опыт в автономных плаваниях, акустики стали четко отделять мир звуков живых организмов океана от искусственных металлических импульсов ГАС противника. Такое важное замечание к работе акустиков АПЛ следует сделать, потому что лодке капитана 1 ранга Арсентьева предстоит проходить зоны ПЛО противника. Подводный ракетоносец при следовании в южную Атлантику проходил три рубежа противолодочной обороны флота НАТО и США. В этих зонах особо важна работа гидроакустиков в классификации шумов и умении услышать работу винтов надводных кораблей, гражданских судов и подводных лодок на фоне квакающего океана.

Протяженность рубежей ПЛО: первый, от мыса Нордкап (норвежское побережье)- до острова Медвежий; второй, от Фарерских островов – до острова Исландия; третий, от острова Ньюфаундленд – до Азорских островов.

На всех трех рубежах присутствуют стационарные гидроакустические средства, круглосуточно прослушивающие водную среду. К этим средствам относятся системы «Сосус» и «Цезарь», представляющие совокупность установленных на дне океана гидрофонов, воспринимающих все шумы, с трансляцией звукового фона океана по проводам на береговые станции, которые оборудованы специализированными ЭВМ, имеющими возможность классифицировать шумы, выделять полезный сигнал, определять носитель этого сигнала, с достаточной точностью определять направление, дистанцию и место запеленгованного объекта.

Рубежи ПЛО по всей протяженности контролируются подвижными силами противолодочного обнаружения: самолетами с буксируемыми  ГАС, вертолетами с опускаемыми ГАС, несущими на борту гидроакустические буи; надводными кораблями, судами и подводными лодками, имеющими эффективные гидроакустические средства обнаружения. Информация, получаемая от этих средств, обрабатывается в автономном режиме в кратчайшее время на ЭВМ. Поэтому время от получения контакта с целью до применения торпедного оружия затрачивается незначительное. Как говорится, и охнуть не успеешь, а по АПЛ уже будет наводиться противолодочная торпеда или посыплются на голову подводникам глубинные бомбы. Но надо сказать, что мы не имеем данных об эффективности работы стационарных гидроакустических средств на рубежах ПЛО, но имеем достаточно данных о гидроакустическом вооружении сил и средств флота противника. К сожалению,  наши подводные лодки уступают ПЛ противника в оснащении информационно-анализирующими системами. Теперь может быть понятно, насколько трудным плаванием является проникновение подводных лодок России с ракетным и торпедным ядерным оружием в Атлантику. Поэтому СССР всегда стремился к производству морских ракет с большими дальностями, чтобы можно было поразить цели на всем земном шаре из Арктики или северных морей, не заходя в зоны ПЛО флота НАТО и США. Основное требование к плаванию при форсированию рубежей ПЛО – скрытность, без которой нет успеха в выполнении поставленной задачи на боевую службу. Скрытность – это внезапность нанесения удара по противнику.

По пути следования АПЛ разведсводка не предвещала изменения режима обороны рубежей ПЛО противником. Учитывая гидрологический разрез толщи воды океана, на самом малошумном ходу АПЛ проникает все дальше и дальше в Атлантику. При всплытии на сеанс связи при обнаружении сигнала работающей РЛС самолета противника на антенну разведки «Завеса» АПЛ срочно ныряет на глубину. При прохождении рубежа ПЛО чаще ставит антенну «Параван» для получения информации с берега. Раз в сутки поворачивает на обратный курс и проводит проверку отсутствия слежения противником за лодкой.

С приходом в Атлантику в отсеках поднялась температура. За бортом морская вода – 23-25 градусов. Разрешено нахождение в лодке в разовом светло-зеленых тонов белье – рубахе и трусах. Для повышения влажности микроклимата в кормовых отсеках, 8-ом и 9-ом, где находятся камбуз, курилка, развешиваются влажные простыни. При этом самочувствие подводников улучшается, а автоматические печи дожигания углекислого газа и фильтры поглощения вредных примесей из воздуха повышают параметры работы.

Под килем лодки океанские глубины от 3 до 6 тысяч метров. АПЛ проходит над впадинами морского дна и хребтами, с действующими подводными вулканами и попадает в струи быстрого неопределенного течения. Неожиданно подводная лодка начинает погружаться, для одержания глубины погружения увеличивается ход. Резко изменяется дифферент или крен лодки. Боцман перекладывает горизонтальные рули для одержания дифферента. Причина – попадание АПЛ в слой воды с противоположным течением. На глубине погружения 100-150 метров возникает бортовая качка с амплитудой до 12 градусов. Вероятно, АПЛ попала в струю волнового течения. Всякому поведению лодки при плавании под водой имеется причина, заложенная в смещении водных масс в глубинах океана.

Сколько трагедий в истории человечества разразилось на просторах Атлантического океана? Дно усеяно погибшими судами. Если взять только горький урожай Второй мировой войны, то и тогда АПЛ проходит над многочисленными могилами подводных лодок, военных кораблей, судов и самолетов. В мирное время, совсем недавно, на дне Атлантического океана нашли успокоение после катастрофы атомные подводные лодки «К-8», «К-219», «Трешер», «Скорпион».

В штурманской боевой части идет испытательный процесс навигационного комплекса. Данные накапливаются, по возможности сразу анализируются. Комплекс дает возможность знать место подводной лодки в течение 72 часов с точностью до 300 метров. Навигационный комплекс учитывает горизонтально-перпендикулярные смещения подводной лодки в водной среде относительно курса. Периодичность определения места АПЛ – один раз в трое суток по спутникам, светилам, радиомаякам. Испытания подтверждают высокоточную работу навигационной аппаратуры.

На лодке нет никакого послабления в бдительном несении вахты. В ЦП АПЛ внимание вахтенного офицера, механика, рулевого сосредоточено на управляемости лодки. Командирская вахта несется комдивом, командиром АПЛ и старпомом. При плавании в океане неожиданности чередуются одна за другой. Вот лодка начинает всплывать и переложенные рули на погружение ее не одерживают. Для одержания глубины погружения увеличиваются обороты винтов. Вот проваливается корма в глубину, хотя лодка удифферентована. Дифферент увеличивается на корму. Тут зевать нельзя. Увеличивается ход АПЛ вперед до малого. На пульте ГЭУ операторы – будьте бдительны! Дифферент на корму отходит. Экстремальные случаи в управлении лодкой для центрального поста обычное явление, но и зевать при этом никак нельзя.

Непредсказуемость в поведении океана стала трагедией для многих мореплавателей. Почему вдруг исчезают суда с тихой поверхности океана? Водоизмещение судов не соответствует плотности воды. Суда гибнут в районах подводного вулканического извержения, когда слои воды насыщаются газовыми пузырьками и корпус судна тонет в океанской пене.

АПЛ вышла из последней зоны противолодочных сил флота НАТО и США, пересекла экватор, спускается в южное полушарие на южный тропик ниже острова Святой Елены (Великобритания), на котором в далеком прошлом в изгнании томился узник – великий Наполеон. Район, в котором находилась АПЛ, не испещрен межконтинентальными маршрутами торговых судов. Тут назначена встреча АПЛ с гидрографическим судном для передачи на него испытательных материалов по навигационному комплексу, чтоб их обработали до похода лодки на Северный полюс, а также приемке запасных усовершенствованных блоков и замена 3-х гражданских специалистов в целях продолжения дальнейшего испытательного процесса.

 

***

 

Проход через экватор совпал днем ВМФ, последним воскресением в июле. Получился двойной праздник. Отмечали праздники по заранее разработанному сценарию заместителя командира АПЛ по политчасти. Ни одно мероприятие в подводном плавании не должно быть пущено на самотек.

Пока лодочный доктор капитан медицинской службы Стасик Первенцев (так звали его в офицерской среде) бегал по отсекам, предупреждал, агитировал, запрещал пить стаканами забортную экваториальную воду по установившейся вредной традиции (новички в плавании при пересечении экватора выпивают стакан забортной воды), грозился никого не лечить и не давать таблеток левомицетина, в центральном посту под руководством замполита Антонова развернулась радиогазета с поздравлениями подводников. Еще на берегу перед походом замполит с помощниками из РТС посетил все семьи членов экипажа, собрал дискотеку поздравлений и подарки от семей. Командир АПЛ капитан 1 ранга получил от жены одеколон «Красная Москва»; старпом – книгу-сборник «Океан»; другие – разнообразные подарки от жен и детей, и никто из членов экипажа забыт не был. Офицеры и мичманы – холостяки, старшины и матросы срочной службы  получили подарки от экипажа: печенье, плитку шоколада, банку сгущенки, платки, носки и прочее. Все подводники были одарены ласковым словом и подарками. Всех поздравил с праздником командир АПЛ и замполит. Комдива Льва Веревкина командир АПЛ поздравил от имени экипажа и вручил в подарок бутылку армянского коньяка. После этого адмирал скромно удалился в каюту во второй отсек. На командирской вахте остался старпом Жаров.

В первом отсеке тихонько и грустно запиликала гармонь. Это старшина команды торпедистов мичман Колокольцев растягивает меха своей неразлучной подружки.

А на лодке праздник  был в самом разгаре. Шествие Нептуна началось с центрального поста. Нептун – старшина команды химиков Анатолий Кузьмичев, с  длинной бородой, окрашенной в зеленый цвет под водоросли, с желтыми маршальскими звездами на плечах, кропил всех без разбора малярной кистью из обреза с морскою водой, а затем вручал грамоты о допуске подводников в свои океанские владения. Мичман-интендант, адъютант морского владыки, подавал Нептуну к вручению каждому подводнику комплект разового белья: рубаху, трусы, полотенце, разрисованные разноцветными штампами и эмблемами морского содержания: дельфины выскакивают из глубины океана; АПЛ опоясывает земной шар; стрела – подводная лодка вонзается в Атлантику и многие другие сюжеты. Вокруг Нептуна кривлялась пара пиратов с размалеванными акварельной краской торсами и кривыми картонными саблями. Русалка с марлевой фатой на голове и подкрашенными синью глазами, с внушительными размерами грудей, выпирающих из-под тельняшки, больше смахивала на разбойницу, чем на нежное морское существо. Кот с пышными усами, короткорогий чумазый черт в лейтенантских погонах, толстая рыба и волосатый зеленый морской дракон в тельняшке-майке замыкал шествие. Процессия Нептуна переходила из отсека в отсек и процедура приема подводников во владения морского царя повторялась с большим успехом. В 9-ом отсеке на камбузе царской властью – взимать мзду, Нептун снял пробу с предстоящего праздничного обеда. На этом обход корабля Нептуном окончился и он со свитой, надо полагать, «вышел в Атлантический океан через устройство ДУК в девятом отсеке».

 

***

 

Памятный диплом за переход экватора вручался каждому подводнику: «Диплом дан сей мореходу флота Советского под звездами Козероговыми, под водами Атлантическими, дабы удостоверить, что оный муж пересек линию воображаемую, Экватором именуемую, на судне потаенном с движителем вечным, доселе неведомым, и окроплен мною в купели соленой. По законам нашим наречен именем царства подводного (каждому подводнику дано имя рыбное), коим и впредь величать надлежит, дабы учет нам не путать.  Крещение впредь не учинять, однако, мзду в нашу пользу взимать.

Владыка морей и океанов, Повелитель бурь, волн и ветров, Обладатель богатств рыбных, Покровитель слабого пола морского – русалок прекрасных. Адмирал Нептун».

 

***

 

На камбузе жарили и парили. В кают-компаниях вестовые готовили нулевые закуски по установленному меню. Яблоки, апельсины, шоколад, и печенье украсили праздничные столы. Из запаса командира АПЛ капитана 1 ранга Арсентьева в кают-компании офицерского состава во славу подводного флота Советского Союза в день ВМФ подняли 50 граммов трехзвездочного армянского коньяка в дополнение к положенной порции сухого вина. Ура, ура, ура Северному подводному флоту, бороздившему глубины Атлантики!

Праздник завершился просмотром не раз виденных кинофильмов по сменам. Провели викторины с вручением призов. В кают-компании личного состава выступили подводники с короткими номерами художественной самодеятельности, кто спел, кто прочел басню, но королем был старшина команды торпедистов мичман Колокольцев с исполнением на гармони народных мотивов и знакомых песен о Северном флоте. Подводники негромко подпевали гармонисту.

 

***

 

Через трое суток АПЛ вышла в точку встречи с гидрографическим судном. При подходе гидроакустики услышали приводной маяк-шумилку, опущенную в океан с борта судна. Всплыли в надводное положение в мили от гидрографа.

Методом шлюзования, чтобы не запустить поток влажного океанского воздуха в третий отсек, через прочную рубку вышли на мостик: командир АПЛ, командир дивизии, старпом и сигнальщик. Потом выпустили четырех человек из  кормовой швартовной команды.

День был ясным. Яркое до белизны солнце стояло в зените. Глубокая синь неба висела над океаном. Могучая зыбь длинными и пологими валами вздымала поверхность океана. В дыхании океана чувствовалась многокилометровая глубина, такой зыби на мелководном море не бывает. Одновременно лодку и гидрографическое судно вздымало на гребни пологих гигантских волн, и они были видны друг другу, как на ладони. Потом они проваливались в ложбину между водяными валами, и с лодки были видны только верхушки мачт гидрографа. Команда гидрографического судна привычна к океанским волнам. Баркас, спущенный на воду с судна, быстро и уверенно пробежал милю по океану и подошел к крутому борту АПЛ. По страховочным концам передали груз с баркаса на борт лодки, потом наоборот, и пересадили гражданских специалистов. Моряки на баркасе действовали сноровисто и умело. Прошло не больше часа, как АПЛ и гидрограф пожелали друг другу успешного плавания и расстались до встречи у кромки паковых льдов Арктики. Планировалось, что гидрографическое судно проводит АПЛ в поход на Северный полюс. Баркас подняли на борт гидрографа. Гидрографическое судно дало ход, развернулось и через несколько минут скрылось за горизонтом.

 

***

 

Подводные лодки, плававшие в северных морях и северной Атлантике, при необходимости вентилировали отсеки через устройство РДП. Северный воздух по температуре и влажности близок к микроклимату в отсеках лодки. Но на южном тропике... Океанский воздух на экваторе густ, имеет высокую плюсовую температуру и относительную влажность близкую к 100%. На всплывшей в надводное положение лодке люки держали закрытыми и не смешивали прохладный отсечный воздух с океанским. Вышедшие на мостик пообвыкли на океанском воздухе, и командир АПЛ решил провентилировать отсеки лодки, после чего погрузиться. Никто не предвидел пагубности такого решения, которое чуть не привело лодку к трагедии. Никто не предполагал коварства  теплого и влажного тропического воздуха. Вернее сказать, никто не учел, что теплый и влажный воздух при поступлении в отсеки, где температура атмосферы значительно ниже, а влажность меньше, создаст обильный конденсат, оседающий на переборках, приборах, механизмах, электрических щитах и кабелях.

При первых порциях тропического воздуха, проникшего в отсеки, все стеклянное запотело. Переборки, корпуса приборов и механизмов стали влажными. По мере вентилирования в отсеках обстановка стала угрожающей – по переборкам, корпусам приборов и механизмов, по электрическим щитам и кабельным трассам заструились капли конденсата. Из отсеков в центральный пост  понеслись тревожные доклады. Командир БЧ-5 капитан 2 ранга Грушин сообразил, чем может кончиться такое вентилирование: замыканиями, электрическими дугами, пожарами. Внешнее вентилирование прекратили и доложили на мостик. Отсечные вентиляторы пустили на просушку отсеков и восстановление микроклимата. Командир АПЛ капитан 1 ранга Арсентьев еще долго себя ругал за неосмотрительность и самоуспокоенность, переживая случившееся. Командир всегда за всех в ответе!

 

***

После встрече с гидрографическим судном в южном океане АПЛ легла на курс к обратному переходу экватора, форсированию рубежей ПЛО противника и выходу в северные моря. Приближалась середина августа, самого благоприятного месяца для похода под льды Арктики. Ясное небо экваториальных широт осталось за кормой, серые свинцовые тучи ползли с Арктики на северную Атлантику. Море почернело, ветер срывал пену с гребней волн. Ветер – 5-6 баллов и море - 4-5 баллов – встретили АПЛ в северной Атлантике. Перемену погоды видел только командир АПЛ в окуляр перископа. Для остальных членов экипажа «абстрактное» море плескалось за бортами, под килем, над головой, как обычно, независимо от района плавания. Трудные вахты в монотонности подводного плавания не усыпляли бдительности подводников на БП и в отсеках. Командир АПЛ и все члены экипажа делали одно ратное дело.

Длинные хриплые звуки ревуна – сигнал боевой тревоги, разрывали тишину в отсеках. АПЛ готовилась к всплытию на сеанс связи и включала ракетный комплекс на предстартовую подготовку. Миля за милей оставались за кормой АПЛ. В Москве на генеральной карте Атлантического океана светящейся точкой обозначалось местоположение РПКСН капитана 1 ранга Арсентьева. Экипаж ракетоносного крейсера находился при исполнении воинского долга на боевой службе по защите интересов СССР!

Сделать бесплатный сайт с uCoz