Глава:

ПЕРЕХОД В СЕВЕРНУЮ БАЗУ.

 

Погода после обеда не стала хуже. День посветлел, но ненадолго. Полярная ночь снова накрыла землю и море тяжелой темнотой. Низкая облачность размазала горизонт, впрочем, в ночи его не стало видно вовсе. Ветер с севера-востока медленно кружил поземку на стенке. В 17.30 наступала полная вода прилива и к этому моменту привязан проход канала АПЛ. Буксир-ледокол уже дважды пробежал по фарватеру, дробя ледяное поле стальным форштевнем. В полную воду ледяные поля остановятся и на канале будет видна дорожка из битого льда. Створы зелеными огнями указывают направление фарватера на выход из порта в открытое море. Береговая радиолокационная станция «Снар» готова к работе. Она будет передавать отклонение лодки от оси фарватера при движении по каналу.

 

***

 

Ответственный сдатчик корабля Таранов и сдатчик по ГЭУ Мишин встречали у трапа на лодку членов сдаточной команды. Один отмечал по списку прибывших, другой без стеснения проверял их баулы, сумки, чемоданчики и тюки с матрацами, подушками и одеялами, похлопывал по оттопыренным карманам курток и брюк, т.е. наводил  «шмон» на предмет изъятия бутылок со спиртным. Проверка – не лишнее профилактическое мероприятие – у ног  Таранова стояли пять бутылок водки. Мишин извлекал из сумки проверяемого шестую бутылку. Возражений не последовало. Старпом Жаров стоит рядом, наблюдая за картиной «шмона», и не вмешивается в заводские порядки, лишь запоминает лица входящих на трап. На лица у него хорошая память. Через долгое время встретит человека, не будет помнить его фамилии и имени, но в лицо узнает. При обходе лодки нелишне будет обратить внимание на тех, кто пытался пронести на борт спиртное. Таранов и Мишин явно не выловили все бутылки у членов сдаточной команды. В походе будут выпившие, а человек, употребивший спиртное (водку пьют стаканами) в душной атмосфере отсечного воздуха (даже в надводном положении АПЛ) не подводник готовый к решительным действиям, а балласт, потенциальный труп в чрезвычайной ситуации в отсеке. «Ты меня уважаешь или не уважаешь?» - риторический вопрос пьяного человека. И такие могут оказаться среди членов сдаточной команды. А если вовлекут и военных в свою пьянку? А если пьяному взбредет в голову желание поуправлять механизмами и системами лодки?  Надо быть начеку! Периодически делать обходы по лодочным отсекам и контролировать поведение членов сдаточной и военной команды. В пьяной компании может возникнуть непредсказуемое недоразумение в любой момент, как-будто держишь гранату с выдернутой чекой, разожми кулак и будет взрыв.

 

***

 

Окончено приготовление АПЛ к бою и походу. Заводские буксиры приткнулись к корпусу лодки и готовы вывести ее из заводского ковша на акваторию порта, поставить на створ маяка, указывающего направление по каналу на выход в море.  Последние доклады от капитанов буксиров о готовности к буксировке. Капитан-лоцман завода с мегафоном забрался на носовое ограждение мостика. Он распоряжается буксирами, он – руководитель буксировки АПЛ до момента выхода ее на створ.

    На мостике лодки – командир дивизии с красной физиономией (то ли от мороза, то ли от чего другого) лущит семечки и сплевывает на борт лодки, что никак не вяжется с правилами морской культуры. Но замечание ему сделать некому.

Командир АПЛ с мегафоном, старпом у пульта громкоговорящей связи «Мостик- ЦП», командир БЧ-1 навалился на тумбу репитера и нацеливается на створ в окуляр пеленгатора, боцман у выносного пульта управления вертикальным рулем, сигнальщик расположился выше всех у прожектора, а в ограждении мостика еще столпилось человек пять (дымят сигаретами) военных и гражданских, они все начальники, наблюдающие за суетой отхода АПЛ от стенки завода.

На причале – провожающие заводчане, довольные, что АПЛ отчаливает, машут руками, желают семь футов под килем. Хорошее пожелание!

Командир АПЛ обращается к капитану завода: «Иван Иванович, прошу разрешение провернуть обе турбины по 30 оборотов на передний и задний ход?» Капитан-лоцман разрешает, пока на буксировку лодки это не мешает. Старпом командует в ЦП о разрешении на проворачивание турбин.

Буксиры тянут лодку, разворачивая ее на створ, кормой к берегу, носом – на вход в канал с акватории порта.

Переход АПЛ к месту постоянного базирования через горло Белого моря вдоль северного побережья Кольского полуострова будет проходить в надводном положении. Это диктуется обстоятельствами. На заводских и государственных испытаниях АПЛ погружалась и плавала в подводном положении. У механизмов на вахте стояли заводские специалисты сдаточной команды, а моряки экипажа их дублировали. Теперь заводская команда, находящаяся на борту лодки, исчисляется меньшим составом и задача ее – помочь военному экипажу в обслуживании механизмов и систем лодки для безаварийного перехода в северную базу.

Какая-то слаженность, готовность к плаванию военным экипажем отработана. У каждого военного подводника имеется книжка – боевой номер (подводник знает ее наизусть), определяющая действия по всем видам тревог и готовности №2 в надводном и подводном положении АПЛ. На боевых постах заведены инструкции, по боевым частям и службам – документация, скопированная с типовых образцов, какие имеются на бригаде строящихся кораблей. С приходом на северную базу в боевое соединение все придется переделывать и заводить заново: документация, инструкции, боевые номера должны соответствовать типовым образцам  плавающего боевого соединения.

На заводе на лодке проводились тренировки по борьбе за живучесть, отрабатывались первичные мероприятия в отсеках. Готовность экипажа вести борьбу за живучесть корабля совместно со сдаточной командой определялась штабом бригады на комплексном корабельном учении. Прямо надо сказать, заводчане к мероприятиям по борьбе за живучесть относились «спустя рукава», считая, что они все знают и все умеют. На самом деле, как показали учения, опыт свой они переоценивали, а ответственное участие сдаточной команды в этих мероприятиях совместно с военным экипажем пошло бы им на пользу.

Командование корабля, командиры боевых частей и служб понимали, что экипаж «сырой» и та подготовка, которую он получил на морских испытаниях, далеко не достаточна для самостоятельного плавания и выполнения боевых задач. Все еще впереди: отработка курсовых задач послужит фундаментом в готовности экипажа АПЛ к дальним плаваниям и применению ракетного и торпедного оружия. Конечной целью в подготовке экипажа АПЛ при самостоятельном плавании является готовность подводного крейсера к бою, ежеминутная способность поразить назначенные береговые объекты баллистическими ракетами с ядерными боеголовками и уничтожать торпедами силы флота противника, упреждая его замысел и действия.

Кормовая и носовая надстройки приготовлены к плаванию, но кнехты не утапливали и киповые планки не заваливали в «карманы» легкого корпуса. Надстройку на переходе морем будет заливать волнами и к приходу в базу она может обледенеть и тогда трудно будет обколоть швартовные устройства ото льда. Поэтому лучше кнехты и киповые планки не убирать. Швартовные команды спустились вниз, кроме командира носовой швартовной команды – командира БЧ-3 и старшины, которые остались на носовой надстройке для отстрела с гака буксирного троса. Битый лед скрипит по бортам лодки. Капитан-лоцман завода спустился на носовую палубу и перескакивает на маленький буксирчик, ожидавший его у борта лодки.

«Товарищ командир, лодка на створе», - докладывает штурман.

АПЛ вытянулась носом на вход в канал. Отстрелян с гака буксирный трос. Буксиры отваливают в стороны от лодки. Командир БЧ-3 и старшина поднялись на мостик, дверь на палубу задраена.

«Обе турбины малый вперед», - командует командир АПЛ.

Старпом репетует команду в центральный пост. Командир АПЛ и комдив оборачиваются к корме. За кормой лодки появляются буруны от работающих винтов. Из ЦП докладывают о работе турбин на передний ход. Старпом докладывает командиру: «Работают обе турбины малый вперед». Комдив доволен нормативом, определяющим время,  затраченное от подачи команды на изменение работы турбин до получения доклада о фактическом исполнении команды.

Посторонних разговоров на мостике нет. Проход канала – ответственное и трудное мероприятие. АПЛ должна точно идти по оси фарватера, где в полную воду прилива глубина не на много больше 12 метров. Осадка лодки – около 12 метров. Около мили при выходе с акватории порта ширина канала – меньше длины АПЛ. Сход с оси фарватера грозит посадкой на илисто-песчанную кромку канала. Такие неприятности случались у входящих и выходящих подводных лодок АПЛ на канале. АПЛ набрала инерцию и входит в канал.

«Лодка слушается руля», - докладывает боцман.

«Обе турбины самый малый вперед». Надо иметь на фарватере не более 8 узлов, что обеспечивается заданной работой турбин.

Штурман контролирует перпендикулярное смещение АПЛ относительно створа. Радисты репетуют доклады, поступающие с радиолокационной станции «Снар»: «Лодка на оси».

При смещении лодки с оси фарватера командир АПЛ командует об изменении курса на десятые градуса, боцман медленно перекладывает руль на 2-5 градусов на борт, затем ставит в нулевое положение. АПЛ плавно возвращается на ось фарватера.

Буксир-ледокол пробежал канал впереди лодки, дробя заползшие на фарватер льдины. Сигнальщик читает семафор с буксира: «Вышел на чистую воду. Следую впереди вас – 20 кабельтовых. На связи каждый час. Дежурная сеть – УКВ. Веду разведку встречных судов, ледяных полей». Огни буксира уходят вправо.

Еще несколько  минут, и ракетоносец выходит на чистую воду. Волна 1-2 балла, при такой волне можно считать, что море спокойно. АПЛ даже не качает. Открыта  радиолокационная вахта, засветилось  ВИКО на мостике.

«Право на борт. Ложиться на курс... градусов», - отдает приказание командир АПЛ. Лодка циркулирует вправо и ложится на курс следования в горло Белого моря. До Кольского залива 450 миль. Расчетная скорость 10-12 узлов. Через 9 часов войдем в горло Белого моря. Всю ночь будем идти горлом вдоль Терского берега Кольского полуострова. Только с рассветом пасмурного дня обогнем мыс Святой Нос и выйдем на траверз Гремихи. Вдоль Мурманского берега Кольского полуострова будем идти весь день и еще ночь. Около 9 утра 31 декабря АПЛ войдет в северную бухту постоянной дислокации.

Проход горла Белого моря в ночное время способствует скрытности АПЛ. При обнаружении встречного судна лодка должна разворачиваться на него кормой и пережидать его прохода. Горло Белого моря – узкое место для плавания и отходить от встречного судна нет возможности. Крейсерская скорость АПЛ в 10-12 узлов ограничивается мерами безопасности при плавании в узкости при плохой видимости, тумане и возможной встречей с плавающими льдинами, а также движением буксира. При парении моря и при вхождении в полосу тумана потребуется еще сбросить 2-4 узла и подавать звуковые сигналы тифоном, для обеспечения мер безопасности при плавании.

Справа по борту стелется пологий Зимний берег Двинской губы. В темноте ночи на берегу не мелькнет ни единого огонька. Впереди, справа 3-5 градусов, маячит гакабортный огонь буксира. Буксир будет сопровождать лодку до мыса Святой Нос. Бывает, что горло Белого моря при приливо-отливных течениях забивает ледяными полями и АПЛ через них не пройти, а в случае прохода ледяных полей помощь ледокольного буксира для АПЛ необходима.  Буксир ведет разведку ледовой обстановки и информацию докладывает на лодку.

Командир АПЛ капитан 1 ранга Арсентьев спускается в штурманскую рубку, где штурман и его помощники – командиры групп ЭНП, на карте ведут прокладку курса и счисление пройденного пути, определяют место подводной лодки. Местоположение АПЛ уточняется каждые 10-15 минут по радиолокации и глубинам. На Терском берегу есть приметные точки для локации, а дно горла Белого моря характерно перепадами глубин.

 С момента отхода АПЛ от заводской стенки личный состав находится на боевых постах по боевой тревоге. Наступило время ужина и отдыха. Объявлено заступление смены по боевой готовности №2 надводная.

Старпом Жаров уступает место на мостике вахтенному офицеру – командиру БЧ-2 капитану 3 ранга Леониду Ивановичу Семенову. Он «старый зубр» по ракетной части. Свое будущее видит на ракетном поприще – флагманским специалистом, ракетчиком в штабе соединения. Старпом докладывает командиру АПЛ о смене с вахты (записывает в вахтенный журнал ЦП), и с его разрешения сходит с мостика.

«Командир, я пойду вниз, отдохну», - говорит комдив командиру АПЛ.

«Товарищ комдив, там в холодильнике все есть. Скоро ужин», - намекает командир АПЛ.

Смена заступила по готовности №2 надводная. Старпом и замполит решили вместе пройти по отсекам, к ни присоединился ответственный сдатчик Таранов. Такое дружеское взаимопонимание не лишнее при обходе лодки. После ужина начальники не утруждали экипаж (военных и гражданских) никакими мероприятиями. Смена управляла кораблем, остальные отдыхали. На лодке было  почти в два раза больше людей, чем штатный экипаж в 112 человек, поэтому отдыхали везде, где могли устроиться. В первом отсеке на стеллажах для торпед, которых пока не было, заводчане и матросы устроили комфортные спальные места, застелив матрацы, подушки и одеяла.

Время переступило за полночь. Очередная смена заступила на вахту. Прогноз погоды не предвещал сильного ветра и волнения моря. На открытой воде стелилось парение, но тут же сдувалось ветром в 2-3 балла. АПЛ следовала назначенным курсом. Луч радиолокатора на минимальной шкале дальности прихватил горбатый Терский берег Кольского полуострова. Вошли в горло Белого моря. Каждый час буксир выходит на связь. Обстановка для плавания АПЛ благоприятная – нет встречных судов, не обнаружено ледяных полей. Слева по борту на экране ВИКО радиолокатора вычерчивается четкая линия берега. Ранним утром обогнули мыс Святой Нос. Справа, далеко, остался мыс Канин Нос. Баренцево море встретило АПЛ косматым туманом. Белесые полосы набегающего тумана погружали корпус лодки в молочную темноту. АПЛ надрывалась длинными гудками тифона. Ход уменьшили до самого малого. На траверзе губы Гремиха распрощались с буксиром, и он повернул обратно в горло Белого моря. Ближе к полудню ветер с северо-востока начал усиливаться, туман поредел. Первые курильщики, съежившись, поднимались на мостик.  На ветру и остром морозном воздухе дымные затяжки не приносили курильщикам удовольствия. Они, глянув по сторонам, ничего не увидев, кроме серых волн и далекого белесого берега, поспешно спускались вниз.

После завтрака командира АПЛ на мостике сменил старпом. После вахтенной бессонной ночи командир АПЛ ушел отдыхать в свою каюту во второй отсек. Вахтенным офицером заступил командир БЧ-3 капитан-лейтенант Сергей Григорьевич Минин. Он был подготовленным офицером по специальности и в вопросах несения ходовой вахты. Командир дивизии остался в ЦП, подстраховывая старпома Жарова, который еще не сдал полностью зачеты и экзамены в штабе флота на допуск к самостоятельному управлению ракетным подводным крейсером. На теоретическую подготовку к экзаменам и зачетам у старпома оставалось время позднего вечера и ночные часы. Днем старпом занимался повседневными делами, которые назывались «текучкой», и плановыми мероприятиями по боевой подготовке экипажа. Не он первый, не он последний так готовился к допуску на самостоятельное управление АПЛ.

Командир дивизии удобно устроился в командирском кресле и пробегал глазами листок с «Оброком», который ему вернул старпом. Мысли у адмирала, примерно, были такие: «Командир и старпом его не подвели. Везут все, что он им заказывал. Каково потом у них будет служебное рвение? Но тут беспокоиться нечего, рвение их можно подстегнуть». Опыта командования соединением атомных подводных лодок у адмирала в избытке. Ему опыта не занимать в воспитании подчиненных в духе ревностного отношения к службе.

Ракетный подводный крейсер в надводном положении шел курсом на северо-запад в направлении к Кольскому заливу. Ветер с востока усилился и разогнал волну в 4-5 баллов. Вдогонку крейсеру оскалившиеся пеной черные волны набрасывались с кормы, залетая на ракетную палубу, и с шипением скатывались по обледенелым бортам. Гора льда росла в кормовой части рубки на стекольных ящиках. В корме и носу на палубе легкого корпуса матовыми ледяными горбиками торчали кнехты и киповые планки. Брызги волн со стегающим ветром залетали на мостик. Вахтенные на мостике невольно отворачивались и подставляли кожаные спины напору ветра и брызгам волн. Подводную лодку изрядно начало качать, она зарывалась носом в черные волны, которые с пеной катились по легкому корпусу до самого основания рубки. На мостик -покурить уже никто не просился. Старпом, вахтенный офицер, сигнальщик, с мокрыми лицами и одеждой, слезящимися глазами всматривались в расстилающееся безмолвное пространство Баренцева моря.

Сделать бесплатный сайт с uCoz