Глава:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ ПЕРИОД.

 

Около 9 часов утра 31 декабря ракетный подводный крейсер ошвартовался у шестого плавпирса, закрепленного за ним, как постоянное место стоянки на базе. Шторм усиливался, ветер рвал и метал. Снежные заряды один за другим набрасывались на прибрежную полосу, пирсы, корпуса лодок и уже заснеженные сопки, окружающие акваторию бухты. Люди поднимали воротники, сутулились и накидывали на голову капюшоны, чтобы укрыться от снежных зарядов. По прогнозу в новогоднюю ночь ожидалось усиление шторма. Предновогодний день и новогодняя ночь будут беспокойными и не праздничными. Шторм пришел с востока и нагнал АПЛ у Териберки. Пенистые валы  6-8-балльных волн набрасывались на лодку, непрерывно заливая корпус с кормы до носа пока не вошли в Кольский залив, где стало тише. Зато на палубе растаял весь лед, и черный обрезиненный корпус АПЛ блестел, омытый волнами Баренцева моря.

Оперативный дежурный передал сигнал «Штормовая готовность №1». Это высший по опасности сигнал из штормовых предупреждений. По этому сигналу экипажи из казарм перешли на лодки, усиливалось наблюдение за акваторией, состоянием причалов и ошвартованным к ним надводных кораблей и подводных лодок. Заводились дополнительные швартовы, а на концы питания электроэнергией с берега выставлялся специальный вахтенный. Все средства: буксиры, пожарные катера и береговая пожарная команда приводились в готовность для действия в чрезвычайных условиях. Жители военного городка остерегались лишний раз выходить на улицу. Резкий северный ветер закидывал подолы шинелей, пальто и шуб на голову пешеходам, сбивал с ног и валил в сугробы. Дети сидели дома, в магазинах отсутствовали покупатели, все, кроме разбушевавшегося ветра со снегом, замерло в ожидании. Соседки на лестничных площадках с детьми собирались в одной квартире. Не так страшно, когда вокруг общество. Ванны, где не было окон, превращали в спальные комнаты. Двойные, а в иных домах тройные, рамы окон от напора ветра дребезжали, а у дверей парадных наметались высокие сугробы, которые потом по указанию коменданта гарнизона матросы и солдаты отгребали снаружи.

При такой штормовой погоде лодку встречали: командующий флотилией и член военного совета – начальник политотдела флотилии, но было не до построения экипажа АПЛ и парадных речей начальников. Быстро завели швартовы и подали трап. Командующий флотилией принял доклады командира дивизии, командира АПЛ на пирсе. Потом он спустился в ЦП РПКСН и по громкоговорящей трансляции поздравил весь личный состав с благополучным прибытием на родную базу, обратил внимание на необычность обстановки под новый год из-за шторма, поздравил с наступающим новым годом и пожелал всем успехов в дальнейшей службе в новом году. Ура, ура, ура!

Начальство убыло с лодки. Прощаясь на пирсе, командир дивизии сказал командиру АПЛ: «На пару часов разрешаю вам навестить жену. Поставьте в известность оперативного дежурного, оставьте квартирный телефон, когда сойдете на берег. У кого есть семьи в городке – распорядитесь на свое усмотрение. При вашем отсутствии на лодке старпом находится на борту. У него семья есть в городке?»

«Никак нет, товарищ адмирал».

«Это лучше, никуда ему не надо рваться! Все мероприятия - в новом году, когда утихнет погода. Планируйте сразу – 10 суток организационного периода для разгрузки и обустройства на берегу. План доложите второго.  С новым годом, вам всех успехов!»

Комдив и зам по ЭМЧ погрузились в газик и были от пирса.

На лодке началась будничная суета. Боцман с рулевыми обкалывал остатки льда со стекольных ящиков и спускал их на концах на пирс под охрану верхнего вахтенного у трапа на лодку. Второй дивизион – электрики – почти в полном составе  вытягивали концы питания через кормовой входной люк и растягивали их по пирсу вдоль борта лодки для подключения электроэнергии с берега. При жестоком ветродуе и холоде на эту работу у них уйдет часов пять. Первый дивизион БЧ-5 готовился к выводу ГЭУ из действия. Доложили, что готов завтрак, и команда (военные и гражданские) запивали овсяную кашу и бутерброды со свиной тушенкой горячим кофе. После завтрака с лодки выгрузилась сдаточная команда заводчан со своими сумками, баулами и спальными тюками. Гуськом они друг за другом потянулись в гостиницу (специально органи-зованная судостроительным заводом для своих представителей и рабочих), благо идти туда было недалеко, а всего лишь от КПП причальной зоны подняться в горку по протоптанной в снегу тропинке, и  ветер им помогал, поддувая в спины. Теперь рабочих завода надо будет зазывать на лодку, чтоб они устраняли 22 пункта недоделок, хотя план устранения их согласован и определены сроки. Но, как говорится, план этот «резиновый», и без инициативы командования АПЛ в указанные сроки выполняться не будет. Старпом с замполитом засели за составление плана организационного периода, помощник – за расписание вахт и дежурств. План оргпериода придется подправлять в процессе его выполнения, когда лодочные начальники ознакомятся с состоянием казармы, санпропускника и столовым залом на комбинате питания. После обеда на лодке спланировали большую приборку. Кто был свободен, до обеда отдыхал.

Погода не утихала. Ветер к вечеру озверел. Волны пенистыми брызгами захлестывали на оконечность пирса и корму лодки, где замерзали ледяными блинами. С новой волной на оконечности пирса гора льда постепенно увеличивалась, и вахтенный ее обкалывал ломом. По скалистому берегу бухты громоздились ледяные глыбы, наросшие на валунах. На них обрушивались волны, наращивая матовые горбы льда, соскальзывали и откатывались от берега, чтоб снова начать на него атаку. Никому не хотелось вылезать из корпуса лодки наверх, на пирс, на ветер и мороз. Только вахтенный с автоматом на груди у трапа на АПЛ плотнее запахивался в овчинный тулуп, да разгоряченные электрики бегали по пирсу, продолжая растягивать концы электропитания.

 

***

 

«Новый год, порядки новые, - напоминает мелодия танго, - лилось шампанское струей лиловою...» Шампанским не запаслись, о праздничной встрече нового года не думали в суматохе выхода с завода. Не до того было... У интенданта в загашнике нашлось немного конфет и печенья. Все выложили на праздничный стол. Сварили какао, и разливали его по стаканам из чайников. Замполит на базе через политотдел достал пять киллограмов красных яблок. Это было подспорье. Мгновение перехода от старого года к новому весь экипаж встречал в кают-компании личного состава. Офицеры, мичманы и личный состав срочной службы сидели, в буквальном смысле, друг на друге, но никто не был в обиде. Командир АПЛ и замполит как вошли в кают-компанию, так и остались стоять в дверях, пройти было некуда. Интендант опорожнял бутылку за бутылкой белого столового вина, стаканы передавали из рук в руки... И вот играют куранты... вот бьют двенадцать ударов кремлевские часы...  Новый год, наступают новые порядки в новой базе. «Как-то все сложится, как-то все будет в новом году», - молоточком стучали навязчивые, тревожные мысли в головах у командного состава АПЛ. Порядки новые...

Шторм в новогоднюю ночь разразился еще с большей силой. Даже на закрытой крутыми сопками акватории бухты, где не было простора разгуляться, ветер свирепствовал, налетая снежными зарядами на притихшие корабли. Корпуса лодок на упруго выбранных швартовых мелко вздрагивали от ударов волн и порывов резкого ветра.

С новым годом... Внутри лодки по отсекам – тихо и сонно. Замполит принес кинофильм, много раз смотренный-пересмотренный: «Кавказская пленница». Горстка матросов осталась в кают-компании на просмотр приключений Шурика, а остальные разошлись по каютам досыпать недосыпанное. На службе не знаешь, когда ляжешь отдыхать в очередной раз, ложись сейчас, пользуйся случаем. Снятся в новогоднюю ночь сны желаний, неведомые и хорошие

Первого числа не обошлось без происшествий. Возвращался лейтенант Лялин со строем матросов с санпропускника (на санпропускнике делали приборку). Строй шел по проезжей части бетонного покрытия прибрежной полосы, а лейтенант с боку, ближе к краю, около береговой черты (он не был знаком с территорией). В одно мгновение лейтенант Лялин исчез. Строй дошел до пирса, матросы оглядываются в недоумении: «Черт возьми! Где лейтенант?» Отправились назад на поиски. Нашли его в коммуникационном колодце, который (как и все другие на протяжении причального бетонного фронта) оказался открытым (на всех не было ни крышек, ни покрытий, ни ограждения). Российская безалаберность. Лейтенант упал в колодец между труб, на которых вверх, как пики, торчали штоки клапанов первых и вторых запоров. Штоки сантиметров по 30, без рукояток, маховиков и барашков. Лейтенант «родился в рубашке» , ему повезло, пролетел между труб и торчащих штоков, упал на полутораметровую каменистую глубину, ничего не сломал, избежал тяжелых ранений, только ударился коленями о камни на дне колодца. Матросы вытащили лейтенанта из коварного колодца, лодочный доктор примочками оказал помощь пострадавшему. Не угадаешь, где тебя подстерегает судьба?

Подводники бывают мнительны, верят в приметы, но вспоминают о них вослед уже свершившимся событиям и происшествиям. Точно так, как расшифровываются предсказания Нострадамуса, приписывая их туманную сущность коллизиям человеческой истории. Лейтенант Лялин – везучий человек, стал лодочным талисманом на весь новый год, предсказавший удачный исход всех мероприятий на экипаже.

 

***

 

Оргпериод начали с третьего января. Ветер повернул к северо-западу (против часовой стрелки) и шторм утихал. Настроение у всех на экипаже было такое, как-будто у этого пирса лодка стоит целую вечность и все тут знакомо. Наверное, потому, что многие из экипажа в этой базе побывали раньше. План огрпериода командир АПЛ утвердил у комдива. Все завертелось: старпом налаживал взаимодействие с тылом флотилии, замполит – с политотделом, помощник выбивал грузовую машину для перевозки имущества с лодки в казарму, командиры боевых частей и служб убыли в штаб соединения представляться флагманским специалистам. С помощью командира дивизии на четвертое января заказали плавкран, который должен подойти к корпусу лодки. Помощник начальника штаба дивизии обещал помощнику командира подать на пирс грузовую машину с началом выгрузки имущества и стройматериалов из ракетных шахт. Не резонно громоздить кучи имущества на плавпирсе, его надо сразу вывозить при выгрузке подальше от посторонних завидущих глаз.

 

***

 

Местом для сна и проведения береговых мероприятий для экипажа подводной лодки является казарма.

Казарменное здание – пятиэтажное с двумя крайними лестничными пролетами. Экипаж занимает полностью весь этаж. В здании размещаются четыре экипажа. На первых этажах казарменных зданий располагаются помещения учебного центра, политотделов и тыла флотилии.

Для вселения экипажа в казарменное помещение самое благоприятное время, когда военные строители только сдают корпус здания в эксплуатацию. В этом случае стены помещений еще не испорчены, блестят свежей краской, стекла и рамы окон, батареи водяного отопления, двери, электрические выключатели и розетки целы, туалетные комнаты (краны и раковины) и гальюны (толчки и спусковые устройства воды) в рабочем состоянии. Но если экипаж вселяется на этаж казарменного здания, где уже по очереди жили другие экипажи, там «прошел Мамай». Стены ободраны, в дырах, что было прибито – вырвано; к некогда побеленному потолку прилепились обгорелые спички с закопченными разводами; в большинстве окон выбиты стекла, иной раз в оконном проеме отсутствует рама; выключатели и разетки выдернуты с корнем, провода под напряжением торчат в стороны; батареи отопления среди зимы холодные или отсутствуют. В комнатах свалены в кучу запрелые ватники, ветошь, рваная обувь, мусор и битые стекла. Разбиты урны, койки ободраны, сетки на некоторых рваные, а туалетных комнатах свернуты краны или их нет, целых раковин не осталось. Нет уверенности в том, что в гальюнах имеется проходимость сточных труб, а колена не забиты. Сливные баки не работают, а из труб хлещет вода. Двери выбиты не все, некоторые «инвалиды» болтаются на одной петле. От сюда уходили «варвары».

Такую казарму осматривали старпом, помощник и замполит. Другого казарменного помещения им не предложат. Выбора нет. Им сказали просто: «Ваша казарма там... Вселяйтесь!» Такое состояние этажа их не удивило, они не первый день служили на флоте, они знали, что так будет. Они ходили по помещениям, смотрели, переговаривались и прикидывали, что и как сделать, сколько и какого материала уйдет на ремонт, кого из военных строителей пригласить для починки водяного отопления, гальюнов и туалетов. Придется покупать за спирт у тех же военных строителей краны, двери, рамы, выключатели и розетки. Все упиралось в сроки. А сроки были сжатые! Под руководством помощника и при непосредственном участии замполита создается ремонтная бригада из умельцев экипажа. В кратчайший срок, днем и ночью, из казармы делается «конфетка». «Конфетка» в обертке из плакатов и наглядной агитации, с образцовой ленинской комнатой.  Дизайн – замполита. Вопросы есть? У матросов нет вопросов! Глаза боятся, а руки делают!

 

***

 

Санпропускник – сопутствующее помещение в бытоустройстве экипажа. Санпропускник – здание в пять этажей прилепилось на скалистом склоне в зоне напротив плавпирсов, у которых стоят АПЛ. В нем для каждой лодки выделено помещение для переодевания личного состава в специальную одежду, в которой находятся на лодке. Что примечательного в этом 5-этажном здании?

Первое, лозунг по всему карнизу крыши «Слава КПСС!» От всепогодных условий 3-метровые красные буквы и белый фон ободраны.

Второе, четыре лестничных пролета, два из них – крайние проходные вверх на все пять этажей. На каждой лестничной площадке этажа вход в помещение санпропускника каждого экипажа. С противоположной стороны здания, в середине, еще два лестничных пролета – выходы из здания с каждой лестничной площадки. Но на лестничных площадках двери на эти трапы забиты. Это в действительности, а задумка (планировка) была такая: крайние – «чистые» трапы, в середине – «грязные» трапы (в радиационном отношении) с выходом к плавпирсам. По «чистому» трапу входят и выходят в повседневной одежде, по «грязному» трапу ходят в спецодежде на атомную лодку и с нее. Но на правила радиационной безопасности мало обращали внимания, «авось ничего не случиться».  Надо обходить здание, заходить в один подъезд, выходить в другой – муторно!   Забитые лестничные пролеты в середине здания загажены до невозможности, в них сваливают весь имеемый мусор и хлам, а вахтенные по санпропускникам экипажей (без сторожей помещений никак нельзя) на них оправляют свою нужду. Здание санпропускников построено без гальюнов. Почему? Загадка! То ли по скалистому склону сопки трудно было провести канализационные спускные трубы, то ли архитекторы предполагали, что вахтенные по охране санпропускников побегут по нужде за километр в казарму. Может быть архитектор или те, кто планировал это здание, вообще, не знали, для чего оно предназначено? Ведь у нас все очень секретно! Архитектор, вероятно, был не от мира российской действительности и не учитывал, что в помещениях каждого экипажа будут сторожа (вахтенные), на дверях будут замки и всякие запоры. Поэтому дощатые двери давно разбиты и «дышат на ладан». На первом этаже этого здания расположена служба радиационной безопасности флотилии, но там все «глухие и слепы, без обоняния». Что твориться на забитых лестничных пролетах, никто не хочет знать, а начальники обходят их стороной. Во всем процветает российская безалаберность! Такое положение с радиационной безопасностью... – «пока жареный петух не клюнет...»

Не будем наводить тень на плетень, а предоставим слово очевидцу, писателю-сатирику, в прошлом начальнику химической службы атомного подводного ракетоносца: «Я стоял перед зданием санпропускника и думал: «И чего я такой несчастный? Не везет. Стоит только флагманскому химику намылиться в отпуск, оставив меня за себя в качестве тела, как на следующий день сваливаются комиссии, проверки, инспекции. Вот, пожалуйста, санпропускники завтра проверяет командующий, а сегодня – конечно же – замкомдива дивизии плюс начпо. Стекол нет, рам нет, электричества нет, батарей нет! Одни глазницы пустые, как в Сталинградском сражении, и на каждом этаже наложено, потому что когда возводили это удивительное для окружающего северного ансамбля строение, забыли в нем сделать туалет. И над всем этим приютом на крыше облупившийся лозунг «Слава КПСС». Каждая буква метра в три.

Ну что ж! Посмотрим, за что нас сегодня будут драть. Начнем с пятого этажа. Дверь, за которую я легкомысленно потянул, рухнула на меня вместе с трехметровым косяком, возмутив многолетнюю пыль, но моя природная реакция была на месте, и я уцелел. Под ногами битое стекло. Здесь не жили лет триста. Загаженные шкафы сгрудились печально вокруг кучи сношенных ботинок, ветоши. Все это покрыто бархатной плесенью. В оконные проемы врываются лохмотья полиэтилена, рождая шелест. В углу средневековым факелом, видимо, долго-долго горел рубильник. А потолок кто-то выкрасил в шаровую краску. От мороза краска лопнула и теперь отваливается целыми рулонами. В середине возведена пирамида мусора не руками человеческими и все это давно перешло в перегной. Кусок лопаты я нашел за дверью. Ну что ж! За работу. Не так уж все сумрачно вблизи. Нужно устранить хотя бы эти следы народного творчества.

Через двадцать минут я все убрал. Мусор я выбросил. Там в углу есть заколоченная дверь на нехоженый трап. Туда все всё выбрасывают. Последней туда полетела лопата. Дверь я поставил на место и забил ногой.

Наверху послышалась какая-то возня. По-моему, замкомдива и начпо уже мечтают на меня посмотреть. Что-то не видно радости на их лицах. Ах, они уже побывали наверху.

«Как здесь люди раздеваются?» Это начпо. Ну, он у нас с планеты Сириус прилетел.

«Химик! – начал замкомдива. – Ночевать здесь будешь! Жить! Я тебя здесь поселю! Вы, что добиваетесь...»

Мне захотелось встать по стойке «смирно», сказать: «Есть! Так точно! Прошу прощения!» - а потом...

Когда я вышел на улицу, я обернулся и посмотрел на «Славу КПСС».

Однако, никакие проверки не изменяли состояния дел в здании санпропускников. В помещениях, которыми пользовались экипажи лодок, была приличная картина, но в бесхозных помещениях все оставалось по-прежнему.

В помещении санпропускника, предназначенного для экипажа, во главе с начальником личный состав химической службы наводил порядок. Скопившийся мусор матросы под руководством лейтенанта Лялина еще 1-го числа выкинули из помещения. Остатки хлама и мусора снова выбросили на лестничный пролет, «предназначенный для свалки». Рамы со стеклами вставлялись в пустые глазницы проемов, чтобы создать преграду зимнему холоду. Металлические шкафы расставлялись по ранжиру и мылись.  На них клеили бирки – кому предназначен данный шкаф для раздевания. Работа кипела!

 

***

 

Третьим по значению в бытоустройстве экипажа являлось здание комбината питания. Флотские именовали комбинат питания камбузом, а иногда – «клоакой флотилии». Камбуз – вечная головная боль для командующего и начпо флотилии, командиров и начпо дивизии. Для командиров кораблей и его подчиненных – муки и судороги от выговоров вышестоящего начальства. «На камбузе можно очень крупно пострадать в глазах начальства».

Комбинат питания – изначально организационно сложное предприятие – должно было решить все проблемы по 3-разовому приему пищи личным составом всей флотилии. Так-то оно так... Но все организованно громоздко, безалаберно и бестолково, в «лучших» российских традициях...  3-этажное здание сдано в эксплуатацию с большими недоделками. С самого первого дня на содержание комбината питания не выделялось ни рубля. Если и выделялись какие-то суммы, то они до камбуза не доходили, а пропадали где-то в тылу флотилии. Штатных должностей поваров, хлеборезов и т.д. не введено. Для ежедневного функционирования камбузного хозяйства выделяется наряд по очереди с экипажей лодок в количестве 30-35 человек во главе с помощником командира АПЛ или офицером в звании не ниже капитан-лейтенанта. Наряд выполняет черновую работу в качестве посудомойщиков, уборщиков, рабочих у камбузных котлов и прочее. Сборная команда из лодочных поваров по графику занимается варкой пищи. На чистку овощей и картофеля собирают остатки экипажа в позднее вечернее время, всякая автоматика из камбузного хозяйства сломана давным-давно. Во всякое время суток на комбинате питания присутствует неподдающееся учету войско вестовых для кают-компаний: командования, старших офицеров, младших офицеров, мичманов. К этому надо приплюсовать неопределенное количество хлеборезов и вестовых в залах, где принимает пищу личный состав срочной службы лодок. Некоторые ловкие моряки присасываются к комбинату питания на весь срок службы.

Комбинат питания содержится за счет неучтенных материальных вложений от экипажей АПЛ. Получается, что не комбинат питания существует для экипажей лодок, а благодаря им он выживает. И такое состояние дел не тревожит тех, кто за комбинат питания несет ответственность, перекладывая ее на плечи командиров АПЛ.

Залы и кают-компании закреплены за экипажами АПЛ. Периодические косметические ремонты, пополнение посудой и многое другое зависит от расторопности командования лодок. В противном случае командиры АПЛ получают от вышестоящих начальников назидательные указания.

Часто на экипажах лодок вводятся нештатные должности, на которые подбираются моряки-добровольцы. Помимо вестовых на комбинате питания, например, существуют добровольцы – охранники санпропускника, матрос – дворник по уборке пирса. Командованию лодок удобно, оно знает с кого спросить за порядок в санпропускнике или на пирсе. Ежегодная чистка и покраска пирса тоже возложена на экипаж лодки. Все везде раскреплено персонально.

«Пирс №6. Ответственный капитан 1 ранга Арсентьев» - гласит щит перед входом на пирс, у которого стоит АПЛ. Начальство знает с кого и за что спросить.

Описание казармы, санпропускника, комбината питания приводятся лишь для того, чтобы показать, насколько многообразна и непредсказуема хозяйственная деятельность в бытоустройстве личного состава экипажей во главе с командирами АПЛ. Показана она широкими грубыми мазками, детали этой картины скрыты в повседневной текучке.

 

***

 

Организационный период начинается с учений по распорядку дня, четкого планирования мероприятий в суточном плане и их выполнение, заведению повседневной документации, приведению формы одежды в уставное состояние и повышению строевой выучки всего личного состава.

Строевая подготовка – не лишнее мероприятие для флотской организации. Начальная слаженность и коллективные действия прививаются экипажу при движении в строю.

Строевые переходы из казармы на камбуз, на санпропускник и на лодку занимают значительное время. Каждый объект отстоит от другого за километр и больше, а повторять такие переходы приходится по нескольку раз в день туда и обратно. Строй экипажа должен быть полным: во главе строя идут шеренги офицеров, мичманов, а затем – личного состава срочной службы. Ежедневно строи экипажей на переходах контролируются представителями штаба флотилии или дивизии, а нередко и старшими начальниками.

На ежевечернем докладе комдив «снимает стружку» с командиров АПЛ за состояние строев и внешний вид личного состава.

«Капитан 1 ранга Арсентьев!» - вроде бы мирно обращается комдив.

Капитан 1 ранга Арсентьев встает и вытягивается перед комдивом.

«Ваш строй не похож на флотский экипаж. Это сборище работяг. Не стрижены. Сапоги в гармошку. Шинели укорочены. Через несколько дней кончается организационный период! Улучшения в строевой подготовке нет! Трам-та-та-там! Чем вы там занимаетесь с вашими офицерами? Не можете навести строгий уставной порядок с формой одежды. Предупреждаю! Готовьтесь к строевому смотру. Будем проводить в воскресение. Штаб проверит досконально все. Тогда уж оправдания вам не помогут. У вас у самого на тужурке на рукавах нашивки больше 10 сантиметров. Если вы нарушаете форму одежды, то как вы можете навести порядок на экипаже. Личный пример – прежде всего! Трам-та-та-там!»

«Трам-та-та-там!» - это несколько флотских популярных выражений.

Дальнейшие оргвыводы следуют по цепочке: от командира АПЛ волна «трам-та-та-там» прокатывается через старпома и замполита до самого последнего начальника – старшины  команды. После такого разбора на экипаже в казарме развертывается кипучая деятельность всех категорий начальников до самого позднего вечера. Стригутся, спрямляют голенища сапог, пришивают к шинелям подолы, переоформляют казарменную документацию и  т. д.  Старпом, помощник, замполит, командиры боевых частей и служб нередко проводят бессонные ночи в устранении всевозможных замечаний, и только под утро, часа на 2-3, падают на койку. А в 5.30 утра снова на ногах – начинаются учения по распорядку дня.

Офицеры и мичманы, имевшие в военном городке жилье и боевую подругу (семью), не смыкавшую глаз в ожидании супруга, заявлялся домой за полночь. А к 5.30 утра торопился на службу, т.к. на экипаже проводятся учения по распорядку дня: «Утренний распорядок дня», «Переход экипажа в строю на камбуз», «Прием пищи», «Переход строем на санпропускник», «Осмотр личного состава в спецодежде», «Подъем Военно-морского флага и Гюйса», «Организация спуска личного состава в подводную лодку», «Проворачивание оружия и технических средств» и т.д. Такое напряжение - не выдумка, а повседневная береговая служба, пока экипаж не сдаст все курсовые задачи (о них пойдет речь ниже) и АПЛ не заплавает. Заступление на дежурство и вахту воспринимается военнослужащими как отдых от всех учений по распорядку дня. Расслабление офицеров и мичманов происходит только в отпуске (до него очень далеко) и очень редко – в простые выходные дни. В праздничные дни: построения, прохождения парадным строем перед начальством, вальяжно расположившемуся на переносной трибуне, сбитой из горбыля, митинги, клятвы в преданности партии и правительству, речи о безграничной любви к дорогому генсеку. Ура, ура, ура!

Для экипажа капитана 1 ранга Арсентьева очень далеко, далеко маячили отпуска и расслабление. Пока только начиналась отработка экипажа по организации службы в береговых условиях, повышение знаний по специальности и общей подготовке, накапливание опыта подводной службы.

С января по апрель надо подготовить и сдать задачу №1 – организация службы на АПЛ, обслуживание и эксплуатация технических средств и оружия; задачу №2 – плавание АПЛ в простых и сложных условиях обстановки; задачу №3 – применение ракетного и торпедного оружия, оборона и защита АПЛ. После этого готовиться к дальним плаваниям.

Каждый член экипажа должен многое знать и уметь. Мало приобрести знания по специальности, по устройству лодки, надо уметь действовать в различных условиях обстановки по тревогам и готовности №2 не только за себя, но и за двоих своих товарищей – на боевом посту и в отсеке, как их заместитель. Подводник универсален в знаниях и умении. При плавании лодки чрезвычайная обстановка может застигнуть подводника в любом отсеке.

Завет ветеранов офицерам-подводникам: «Учитесь сейчас, на берегу и в учебном плавании. В боевой обстановке учиться поздно, надо действовать. Изучайте подчиненных – этим вы облегчите свою деятельность на корабле. Основательно разбираться в людях, которые находятся с тобой в одном отсеке, - качество, необходимое для офицера».

 

Сделать бесплатный сайт с uCoz